Конфликт интересов: лишения права голоса на общем собрании учредителей в Германии

В недавно опубликованном решении Высший земельный суд Бранденбурга выразил свою точку зрения относительно лишения права голоса в соответствии с § 47 Закона об обществах с ограниченной ответственностью (нем. Gesetz betreffend die Gesellschaften mit beschränkter Haftung, далее GmbHG).

Продажа дочерних компаний акционерному обществу

Одна компания (немецкая GmbH) хотела продать четыре дочерних предприятия акционерному обществу. У GmbH было два учредителя, причем доля первого составляла 49%, а другого 51%. Единственным акционером акционерного общества была также GmbH, в которой оба учредителя имели равные доли. В обеих GmbH учредители также были директорами, уполномоченными на единоличное представительство. Мажоритарный участник GmbH был в то же время председателем правления акционерного общества.
Первоупомянутая GmbH приняла решение о продаже дочерних компаний акционерному обществу. Против этого решения участник-миноритарий подал исковое заявление. Он считает, что мажоритарный участник ввиду коллизии интересов не имел права голоса. Высший земельный суд Бранденбурга посчитал исключение права голоса необоснованным и подробно разъяснил свою точку зрения. При этом суд рассматривает также назначение председателя собрания во время общего собрания учредителей.

Председатель общего собрания учредителей

Общее собрание учредителей может быть проведено председателем собрания. Ему может быть предоставлено право официального утверждения решений. Такое утверждение приводит к тому, что решения временно становятся законными и должны быть обжалованы участниками, которые не согласны с результатом. Если возникает спор о юридической силе решения, хотя оно и не было официального утверждено, участники должны подать исковое заявление об установлении факта.
Как правило, председательство и право утверждения решения регулируются в коллективном договоре. Однако, если это не урегулировано, учредители, в связи с их организационными полномочиями, могут спонтанно назначить председателя собрания и наделить его соответствующими полномочиями.

Ограничение права голоса одного из участников

В соответствии с § 47 абз. 4 GmbHG участник, в частности, не имеет права голоса, если принимаемое решение о проведении сделки, касается его лично. Истец посчитал, что мажоритарный участник не имеет права голоса на общем собрании учредителей, так как он был косвенно также мажоритарием в акционерном обществе, которому дочерние компании должны были быть проданы. По мнению второго участника, ввиду доминирующего положения первого в АО существует опасность того, что на общем собрании учредителей GmbH он будет отстаивать не интересы GmbH, а интересы АО.

Никакого повода для лишения права голоса

Суд подробно излагает, что не существует никакого чрезвычайного повода, из-за которого участник может быть лишен права голоса, даже несмотря на собственное вовлечение одного из участников. К примеру, продажа дочерних предприятий не является „корпоративным социальным актом“, т. е. вопросом внутриколлективного взаимодействия. Помимо этого, не наблюдается никакого материального отношения к управляющему или равной вовлеченности всех участников.

Никакого непосредственного применения норм о лишении права голоса

Тем не менее, суд исключает непосредственное применение § 47 абз. 4 GmbHG. Дочерние компании продаются непосредственно не мажоритарию, а акционерному обществу. Таким образом, предметом решения не является сделка GmbH с одним из учредителей.

Применение норм о лишении права голоса по аналогии

Наконец, суд рассматривает условия для применения норм о лишении прав голоса по аналогии. Если мажоритарий не является непосредственно контрагентом в договоре, то он, по крайней мере, является мажоритарным участником контрагента договора, т.е. GmbH, а, таким образом, продажа касается и его.
Однако в данном случае суд не видит повода для применения норм по аналогии. Лишение права голоса не распространяется на каждую юридическую сделку GmbH с другим обществом, в котором один из ее участников также является акционером. Определяющим критерием является то, „приводит ли заинтересованность участника GmbH ввиду его участия в другом обществе (в данном случае в акционерном обществе) к тому, что он будет ставить собственные интересы в качестве акционера этого общества превыше интересов GmbH“. Из чего следует, что участник лишается права голоса, если его дальнейшее участие в другой компании олицетворяет предпринимательский интерес, который исключает независимое голосование при принятии решений о сделках с другой компанией и поэтому представляет для GmbH серьезную опасность.

Представление интересов обеих сторон

Решающее значение для суда имел тот факт, что мажоритарий GmbH и (косвенно) АО, как двух сторон договора купли-продажи, за счет дочерних компаний объединил у себя большинство долей. В таком случае, согласно суду, невозможно определить, в каком из обществ он в большей степени преследует свои интересы. То обстоятельство, что он является мажоритарным акционером АО само по себе еще не приводит к лишению его права голоса.
Так же и тот факт, что мажоритарный участник являлся одновременно и председателем правления АО, не представляет собой особый предпринимательский интерес, который оправдал бы лишение права голоса.
Если у Вас возникнут вопросы о правилах проведения общего собрания, наши опытные адвокаты будут рады помочь Вам. Мы с нетерпением ждем Вашего обращения к нам!
Высший земельный суд Бранденбурга, решение от 05.01.2017 – 6 U 21/14.

Читать дальше:
Реорганизация компаний в Германии
Корпоративное право в Германии

Томас Шваб

Адвокат Томас Шваб работает в WINHELLER преимущественно в сфере общего Гражданского и договорного права, корпоративного права, торгового права, наследственного права, а также международного экономического права.

>> Об авторе

Comments are closed.

WINHELLER Blog via Newsletter

Subscribe to our free newsletter and receive regular updates on German business law by e-mail. (Mandatory fields are marked with *)

German Business Law News (4 times a year)
I would like to subscribe to the selected newsletter and for that purpose give my consent to WINHELLER to process my above mentioned data. I have read the "Information for Data Processing in the Newsletter Subscription". I understand that I can revoke my consent at any time with effect for the future by clicking the unsubscribe button within the newsletter. *